Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.

Работа по развитию фонематических процессов проводится поэтапно.

Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.

Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Четвертый этап – дифференциация слогов.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

 

   Вашему вниманию представляю игры и упражнения первого этапа.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти упражнения способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

   Игра «Отгадай музыкальный инструмент».  На столе перед ребенком находятся несколько музыкальных инструментов. Ребёнку предлагается назвать инструменты, запомнить звучание каждого инструмента.   Затем малышу предлагается без зрительной опоры (ребенок или отворачивается, или игрушка закрывается ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с трёх до пяти.  

 

 

   Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей

   Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.).

Затем малышу предлагается без зрительной опоры (ребенок или отворачивается, или игрушка закрывается ширмой) отгадать, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звуков увеличивается постепенно. 

  Игра «Транспорт». Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс трамвая, работа мотора самолёта, вертолёта), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.

 

 

  Игра «Баночки». В маленькие стеклянные или пластиковые баночки насыпать разные наполнители (соль, гречку, макароны и т.д.). Ребёнку предлагается рассмотреть баночки с наполнителем, назвать, что в баночке, прослушать как звучит и запомнить звучание каждой.   Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.

 

 

  Игра «Чей голос?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (ржание лошади, лай собаки, мычание коровы, мурлыкание кошки, блеяние овцы), а затем отгадать, кто из животных   так подает голос.  Аналогично проводится с определением пение и голоса птиц (гусь, индюк, петух, курица, утка...)

 

 

                 

      Игровые упражнения — научит ребенка слушать и слышать

Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь. 

 Желаю удачи!


 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru