Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий.  Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.  Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении рассказов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

   В своей работе я использую вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого высказывания.  Одним  из таких  эффективных средств, обеспечивающих наглядность, с помощью которого происходит речевая активность  и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий   путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.  Глядя на схему ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить, а  процесс составления рассказа становится интересным и быстрым.

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи:

   Развивать связную речь, умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

   Мнемотаблицы могут использоваться: для обогащения словарного запаса, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов,  при автоматизации звуков, при обучении составлению рассказов.

  Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.                          

  Вашему вниманию предлагаю  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, цветах. Данные схемы помогут детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

  При составлении описательного рассказа по предмету, вначале надо   обратить внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с ребенком составлять  рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

   Примерный  план    

  Это  диван. На диване сидят. Он стоит в  гостиной комнате. Диван зеленого  цвета,  кожаный,  мягкий, удоб­ный, большой. У него есть сиденье, спинка, подлокотники.  Он прямоугольной формы.  Диван можно чистить, пылесосить, протирать. На диване можно полежать,  посидеть и почитать книгу.                                                               

  Таким образом,  используя мнемотаблицы, вы можете в игровой, ненавязчивой форме составить рассказ,  разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Этот приём запоминания очень поможет вашему ребенку. Вы только попробуйте и сами увидите результат! Игры с мнемотаблицами понравятся вашим детям. Это очень интересно и увлекательно!

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru