Папы и мамы, бабушки и дедушки, сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

  Необходимо уделять особое внимание составлению рассказов описательного и повествовательного характера.

  При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

  1. Расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  2. Восстановление специально пропущенного звена;
  3. Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

 

   

 

   Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

  При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

 

Рассказ о животном по мнемосхеме

 

   

 

  Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

   Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

  1. Придумывание конца или начала готового рассказа;
  2. Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;
  3. По опорным схемам;
  4. На тему.

   Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

  Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей ваших детей,  все рассмотренные виды детских рассказов  можно оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда, воспитателей с родителями.

   Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису.

  Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.

  Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он резиновый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».

 

   

 

 А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты.Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:

  «Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду.  Из яблок можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».

 

 

  Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше!  Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.

 

    

Успехов Вам и Вашим детям!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru