Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

   Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста – это умывание, одевание, раздевание. Сюда же входит и хозяйственно-бытовой труд.

Умывание

   Обучая ребенка умываться, познакомьте его с ванной комнатой, посмотрите: всё ли удобно для ребенка, может ли он самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности и положить их на место. Дайте ему потрогать мыло, полотенце, раковину и другие предметы, с которыми ему придется соприкасаться. Если ребенок не достает до каких-то предметов, подставьте устойчивую широкую скамейку. Все туалетные принадлежности ребенка промаркируйте.

    Сформируйте четкую схему умывания для ребенка:

   Белая трость– новый друг ребёнка. Она идёт впереди ребёнка, и её конец всегда касается земли. Если есть какое-то препятствие на пути, трость первая об этом узнает. Если дорога идёт вниз, она об этом тоже узнает. Когда ребёнок познакомится с тростью, она может ему сразу понравиться, или же потребуется некоторое время, чтобы он привык к ней. Как у детей, так и у родителей бывает разная реакция на трость. Некоторые родители в восторге от того, что есть приспособление, с помощью которого ребёнок может ходить всюду самостоятельно. Другие же, наоборот, чувствуют себя очень неловко, что их малыш будет ходить с тростью. Конечно трость нельзя сравнить с игрушками, которые есть у зрячих детей, но она позволит вашему малышу передвигаться всюду со зрячими детьми. Если вас всё ещё беспокоит то, что ваш малыш будет ходить с тростью, это не проблема. Вы уже сделали огромный шаг навстречу независимости – как вашей, так и малыша. Трость, с которой будет ходить ваш малыш, белого цвета и с небольшим участком красного цвета внизу и с нейлоновым съёмным наконечником.

 

   В раннем возрасте для развития слуховых ощущений хорошо использовать игрушку типа «озвученный мяч». Звуковой мяч, перекатываемый между взрослым и ребенком, сидящими на полу, позволяет ребенку по звуку почувствовать направление и дальность движения мяча.

    Необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук – пальцев.  У ребенка с тяжелым нарушением зрения руки и пальцы являются важным инструментом познания окружающего мира. Для их развития, кроме обычных игрушек  (пирамиды, колечки), хорошо использовать зашитые мешочки с горохом, фасолью, крупой, пуговицами. Перебирая пальцами сквозь ткань содержимое мешочка, ребенок не только развивает пальцы, но и учиться воспринимать разнообразие форм. Использование  ткани  различной  фактуры  развивает  тактильные ощущения.

 

   Момент в жизни ребёнка, когда его сочтут готовым к обучению в школе, обычно предвкушается с удовольствием. Если взрослые, окружающие малыша, вспоминают о своих школьных днях положительно, ребёнок наверняка будет с нетерпением ожидать начала учёбы в школе. Однако, вне зависимости от того, когда ребёнок пойдёт в школу, и по какой программе будет заниматься, успех в школе и в жизни, где школа будет занимать центральное место, зависит от множества факторов. Каждому ребёнку понадобятся определённые социальные установки, методы работы, способности и навыки:

 

   Ребёнок с нарушениями зрения может и должен чувствовать и слышать в обращённых к нему словах любовь других людей, независимо от того, видит он её проявления или нет. Несмотря на неспособность видеть других, его чувства остаются при нём. Когда члены семьи или другие окружающие его люди станут более восприимчивы ко многим другим способам проявления реакции ребёнка, взаимоотношения с ними станут более осмысленными. По мере развития, ребёнок с нарушениями зрения становится всё более подверженным определённым «обычным опасностям» и возможным травмам (физическим и психологическим). На это нужно обратить даже больше внимания, чем в случае обычного ребёнка. Можно и нужно установить пределы того, что можно делать, а что нельзя, куда можно, а куда нельзя ходить, подбирая для этого такие слова и действия, которые имеют смысл для данного ребёнка. Например, можно научить ребёнка, что мяч в доме нельзя бросать, но можно катать. Его можно научить, что горячую плиту нельзя трогать, а приближаться к ней нужно осторожно. Можно научить определять изменения температуры, запахи, звуки, сопровождающие приготовления еды. При обучении тому, что на улице (проезжей части) играть нельзя, незрячему ребёнку нужно показать, как определять, где заканчивается двор и начинается улица. Не бегать в доме, полностью открывать и закрывать все двери, чтобы не набивать ненужных шишек – все эти меры безопасности, соблюдению которых можно научить малыша.  

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru