Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, является важнейшей функцией организма.

   Однако речевое дыханье детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи. Такие упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.

   При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  Представленные ниже вашему вниманию игры  способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

 

Игры на развитие речевого дыхания

«Воздушный шарик»

   Глубоко вдохнуть носом и надуть щеки воздухом, а затем сдуть ртом (медленно).

«Снежинка»
   Взять кусочек ваты – это будет снежинка (или вырезать снежинку с салфетки).

   Положить ее на ладошку, глубоко вдохнуть носом и подуть на снежинку, чтобы она улетела.

«День рождения»
   Представь, что у тебя сегодня день рождения, и мама купила красивый торт. Вы вставили в него свечки, зажгли их. А теперь загадай желание и задуй огоньки!

 «Ароматный цветок»
   Медленно и глубоко вдохни через нос нюхая  воображаемый цветочек, а затем скажи: «Ах, как вкусно пахнет!».

«Свистульки»(керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных)

   Посмотри, какие красивые у нас игрушки-свистульки! Давай послушаем как они свистят. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игру можно повторить несколько раз.

«Перышко»

   Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.

 «Мыльные пузыри»

  Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

 «Собачка»
   Часто подыши с высунутым язычком так, как это делает собачка, когда ей жарко.

«Футболист»
   Улыбнись, положи широкий кончик языка на нижнюю губу.

Попытайся произнести звук, похожий на [ф], и сдуй лежащую на столе ватку на противоположный край.

«Кораблики»
   Наполнить таз водой. Опустить  в него легкие предметы, например кораблики, и  дуть на них  то сильнее, то слабее.  Можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет. В качестве корабликов можно использовать половинки пластмассовых «киндер яиц».

 «Футбол»
   Сделайте совместно с ребенком   из подручных материалов   ( конструктора, спичечных коробков …)   ворота, возьмите шарик от пинг-понга и поиграйте с ребенком в «футбол».   Дуем на шарик, вытягивая губки трубочкой   стараясь загнать его в ворота. Можно использовать и трубочки для коктейля.  Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока.  А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно.

«Буря в стакане»

   В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Ты когда-нибудь видел бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

  «Одуванчик»

   Игру можно проводить с воображаемым одуванчиком, либо возможности летом - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотри, летят пушинки, как маленькие парашюты.

 «Вертушка»

   Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Завертелась как мельница! Если подуть еще сильнее – то и вертушка завертится быстрее.

«Султанчики»

   Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение "дождик". Взрослый предлагает поиграть с султанчиками.

Показывает, как правильно, потом предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!

«Полет бабочек» (листопад, в зависимости от сезона)

   Рассмотреть бумажных разноцветных бабочек на ниточках.  Давай поможем покружиться им в воздухе (взрослый дует на бабочек) Смотри, закружились! Теперь ты попробуй подуть. Ребенок стоя дует на бабочек. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 

   Дыхательные упражнения, если их проводить регулярно и в соответствии с правилами, способствуют формированию правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального произношения звуков, чистоты речи и силы голоса. Помимо этого, такие занятия укрепляют детское здоровье и повышают интеллектуальные способности ребёнка.

Играйте вместе. Дышите правильно!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru