Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных  упражнений направленных на укрепление органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимые положения, без труда совершать  многократные переходы от одного движения к другому.А всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:

в первых- некоторые дети благодаря  своевременному началу занятий  артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;

во вторых  - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовленными;

в третьих- артикуляционная гимнастика полезна даже детям с правильным, но вялым, нечетким звукопроизношением, про которых ещё говорят, что у него «каша во рту»;

а в четвертых –  занятия артикуляционной  гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым - научится говорить правильно, четко и красиво.

 

   Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится в игре!

Сначала познакомим  ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке

  • Выполнять упражнения медленно,  обязательно перед зеркалом, так как ребенку нужен зрительный контроль.
  • Со временем, когда ребенок освоит все упражнения, переходить  к более быстрому темпу и выполнять их под счет.
  • Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд.
  • Следить, чтоб упражнения выполнялись правильно.
  • Заниматься два раза в день утром и вечером, в течении 5-7 минут в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
  • Занимаясь с детьми 3-4 –летнего возраста следите, чтобы они усваивали основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными.
  • В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у  ребенка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать положение языка даже короткое время, обязательно нужно обратиться к логопеду.

 

Сказка «Веселая прогулка»

   У всех есть домик. Мышки живут в норках, птички в – гнёздах, рыбки плавают в воде. А где живёт наш Язычок?  Правильно он живет во рту: за алыми губками, за белыми зубками (сильно улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы).Рано утром язычок проснулся, открыл «Окошко»  (широко открываем рот).

-Посмотрел, какая погода и снова в домик спрятался.  (улыбнуться, открыть широко рот, высунуть сильно язык и затем спрятать его.

Смотрит в лево,  смотрит в право

 

 

 

 

 

 

 «Тик- так»  часики идут,

«Тик- так» песенку поют  упражнение «Часики» ( тянется кончик языка  то к левому углу рта то к правому)

 

 

Потом посмотрел язычок  из окошка в низ, нет ли луж, посмотрел вверх,  светит ли солнышко (открыть рот и поднять язычок вверх к носу и вниз к подбородку).  Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор.  

 А во дворе он увидел качельку  и захотел  покачаться:

 Сели дети на качели и взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись  упражнение «Качелька»  (открыть широко  рот, поднять язык вверх за верхние зубы, опустить вниз за нижние зубы,  вверх – вниз).

Слез язычок с качели и побежал домой. А в доме пахло чем-то очень вкусным: это мама  приготовила тесто для пирогов и блинов, язычок стал месить тесто и скалкой его раскатывать, вот так… упражнение «Месим тесто» (улыбнуться открыть рот покусать язык зубами: та-та-та; пошлёпать язык губками пя-пя-пя; прикусить язык зубами и протащить его с усилием)

Тесто мнем, мнем, мнем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

Стали мама с язычком блинчики есть с ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губки аккуратно облизать упражнение «Вкусное варенье» ( открыть рот, широким языком облизать верхнюю губку, затем круговым движением верхнюю и нижнюю.

Блин мы ели с наслажденьем.

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать

Ротик нужно облизать.

После еды пошёл язычок чистить зубки

  упражнение  «Чистим зубки»

(открыть рот кончиком языка почистить за верхними зубами, потом за нижними)

Погулял наш язычок и прилег он на бочок.

Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения.  Такие упражнения  ребенок  будет выполнять с  радостью и удовольствием.

Желаю успехов!

 

 

  

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru