Выполнение этих несложных правил, а также грамотная работа с логопедом помогут вашему ребенку успешно преодолеть заикание:
- Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. У заикающихся детей ослаблена нервная система, потому для них важна спокойная обстановка в семье, индивидуальный подход и внимание к их эмоциональному состоянию.
 - Ограничивайте, по возможности, время просмотра заикающимся ребенком телепередач. Это утомляет нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
 - Не читайте ребенку слишком страшных сказок и книг, не соответствующих возрасту.
 - Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
 - Не перегружайте заикающегося ребенка большим количеством информации или новых впечатлений.
 - Не запугивайте ребенка, когда наказываете. Не оставляйте его одного, особенно в темной комнате. В качестве наказания можно просто попросить его посидеть спокойно на стуле, лишить на какое-то время развлечений.
 - Говорите с заикающимся ребенком четко, плавно, но не по слогам. Тщательно проговаривайте каждое слово.
 - Не ждите от заикающегося ребенка, чтобы в играх, которые требуют от участников индивидуальных речевых выступлений, он принимал активное участие. Не давите на него.
 - Заикающемуся ребенку полезны занятия музыкой и танцами, развивающие правильное речевое дыхание и чувство ритма. Полезны будут занятия пением.
 
12 правил для выработки плавной речи.
Расскажите о них ребенку, попробуйте вместе следовать им
- Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
 - Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
 - Говори не громко, но и не слишком тихо.
 - При разговоре стой или сиди прямо.
 - Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
 - Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
 - Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
 - Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
 - Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
 - Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
 - Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
 - Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
 
Упражнения на развитие речевого дыхания
Важно, чтобы речь формировалась у ребенка на основе правильного дыхания, это придаст звучанию речи малыша плавность, звучность. Для того чтобы правильно научиться произносить звуки необходимо подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но дыхание и голос.
Соня - несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния)
Гудок парохода - через нос с шумом набрать воздух, задержав дыхание на 1-2 сек, с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен)
Кораблик - набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Игрушки - различные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
Забей гол - трубочкой для коктейлей загонять шарик в ворота.
Чайник закипел, шторм в стакане - налейте полстакана воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит, еще усиливаем выдох – вода бурлит.
Речь ребенка надо развивать, используя все формы взаимодействия с ним. При разговоре с ребенком подавайте ему образец речи: правильно, медленно, четко артикулируйте слова, но не допускайте монотонной речи. Желаю вам успехов!
Учитель-логопед: Скригаловская Н.Р.







						

