«Люблю тебя, мой край родной!»
Цель: закрепить знания детей о Родном крае, содействовать речевому и физическому развитию детей.
Задачи:
- уточнить, обобщить, закрепить знания детей о Родном крае;
- совершенствовать навыки связной речи, расширять и активизировать словарный запас детей;
- расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охота через игры народов Севера;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать ловкость, быстроту, координацию движений, пространственные представления, общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать познавательный интерес к Родному краю;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: Мячи, обручи, маски животных, карта Ямала, сеть для рыбака, шары для украшения зала, рисунки, иллюстрации о Севере; аудиопособия «Мелодии народов Севера», музыкальный центр.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере);
- беседы о жизни коренных народов, о климатических особенностях Севера;
- рассматривание иллюстраций растительного и животного мира;
- разучивание стихов, игр народов севера;
- экскурсия в ГБУ окружной музей выставочного центра имени Шемановского.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное нашему родному краю.
- Как называется округ, в котором мы живем?(ответы детей).
- Как называется город, в котором мы живем? (ответы детей).
Ведущий: Правильно,Салехард - столица Ямало – Ненецкого Автономного Округа. Вы знаете стихи о родном крае?
Дети читают стихи о родном крае (приложение 1).
Ведущий: Наш округ богат природными ресурсами. Что добывают на Ямале (ответы детей).
Ведущий:А какие народности проживают на Ямале?(ответы детей).
Ведущий:Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому, что здесь наш дом,
Мы на Севере живем.
Звучит фонограмма. Дети идут по кругу.
Ведущий: Остановка №1 «Реки Ямала»
Ведущий:Какие реки Ямала вы знаете? (ответы детей).
Назовите самою большую реку? (ответы детей).
Ведущий: Какая рыба водиться в северных реках? (ответы детей).
В зал входит рыбачка.
Ведущий:Ребята, к нам в гости пришла рыбачка.
Рыбачка: Здравствуйте, ребята. Совсем я мало рыбы наловила, даже на уху не хватит.
Ведущий: Мы тебе поможем наловить рыбу.
Игра «Рыбак и рыбки»(приложение 2).
Рыбачка:Какие у вас рыбки шустрые.
Ведущий:Садись, отдохни. Наши ребята сами наловят тебе рыбы.
Игра - эстафета «Поймай рыбку» (приложение 2).
Рыбачка: Ох, как много вы рыбы наловили, пойду домой уху варить.
Ведущий: А мы с вами отправляемся дальше.
Звучит музыка, дети идут по кругу.
Ведущий: Остановка №2« Животный мир нашего края»
Ведущий: Отгадайте загадку.
Не страшны ему метели
И глубокие снега,
Шкуру теплую имеет
И ветвистые рога.
На большие расстоянья
Он кочует без труда.
Да и плавает отлично,
Не страшна ему вода(Олень)
Ведущая:Игра «Ловля оленей»(приложение 2).
Ведущая: Ребята, а какие еще животные живут в тундре? (ответы детей).
Игра «Изображаем животных живущих в тундре»(приложение 2).
Ведущий:Послушайте еще загадку:
Эта рыжая плутовка
Обмануть вас может ловко.
Зайцы, утки, петушки
Бойтесь, этой кумушки. (Лиса)
Игра «Лиса и утки»(приложение 2).
Ведущий: Остановка№3 «Растительный мир нашего края»
Ведущий: Отгадайте загадку, о какой ягоде говорят:
Десять синих бусинок
На одной веточке висят (голубика)
Ребёнок читает стихотворение о ягодах (приложение 2)
Под фонограмму в зал входит рыбачка с угощением
Рыбачка: Я вернулась к вам опять,
Чтоб спасибо вам сказать.
Угощенье принесла
За ваши добрые дела.
Ведущий:Спасибо тебе рыбачка за угощение. Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о животном и растительном мире Ямала, поиграли в подвижные игры народов Севера.
На этом наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
А сейчас, прощальный танец с рыбачкой!
Танец - импровизация «Буги – вуги»
Под музыкальное сопровождение дети выходят из зала.
Литература:
1. Стихи и сказки о родной природе. Шорыгина Т.А.. М., 2005.
2. Ненцы. Очерки традиционной культуры. Хомич Л.В. СПб., 1995.
3. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Акимов Ю.А. М., 2007.
4. Мир животных. Акимушкин И.И. М., 1988.
5. Северная искорка. Коллективный сборник писателей и поэтов Ямала.
6. Беседы о русском севере. Шорыгина Т. А.
7. Журнал «Ямальский меридиан».
8. Ненцы: уроки предков. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. СПб.:ООО “Миралл”, 2005