Аннотация
к образовательной программе дополнительного образования
«АБВГдейка»
Составитель:
Марданова Елена Евгеньевна,
воспитатель 1 категории
Программа «АБВГДейка» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», направлена на общее речевое, интеллектуальное развитие детей.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Актуальность программы
В основной образовательной программе МБДОУ предусмотрена реализация образовательной области «Речевое развитие», в которой есть раздел «Обучение грамоте» для дошкольников старшей и подготовительной групп. Количество занятий – 1 час в неделю. В связи с разным уровнем речевого развития дошкольников такого количества занятий явно недостаточно. Для успешного формирования навыков, необходимых в овладении основами грамоты детям предлагается образовательная программа дополнительного образования «АБВГдейка». Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию фонематического слуха, мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Целевые ориентиры программы:
-Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
-Учить определять место звука в слове.
-Продолжать развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, подготовить детей к школе.
К концу года дети должны:
- Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»
- Различать гласные и согласные звуки.
- Умение выделять предложения из текста, слова.
- Умение выделять звук в звуковом ряду, в словах и слогах, определять его характеристику.
- Определять положение звука в слове (в начале, в середине и в конце)
- Подбирать слова на заданный звук или по схеме.
Контингент: Дети старшей группы.
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по подгруппам.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Общее количество часов в год:26 часов.