Можно скучно и долго объяснять ребенку, какие бывают деревья, с какого дерева листочек или плод, но более подходящий способ – игры-упражнения с наглядным материалом. По изображениям листьев, дети будут изучать названия самих деревьев. После, без труда, быстро и точно смогут отличить клён от каштана, берёзу от дуба и так далее.
Такие игры помогут научить ребенка разбираться в деревьях, закрепить лексико-грамматические категории.
Покажите ребенку разные виды деревьев, отметьте особенности строения ( ствол, ветви, листья, (иглы) плоды и так далее.
Игра-упражнение «С какого дерева плод?»(подойдет любая мягкая игрушка).
Посмотри, какие плоды нашёл ёжик, назови и расскажи, что где растет.
(Ёжик нашел жёлуди, желуди растут на дубе и т. д.)
Игра-упражнение «С какого дерева листочек?»
-Помоги ёжику назвать, какие листочки он собрал.
(У ёжика кленовый лист – с клёна, липовый лист – с липы, рябиновый, дубовый …)
Игра-упражнение «Обведи и назови»
Ребенок обводит настоящие листья или рисует их с помощью трафарета и называет, какие листья он нарисовал (кленовый, дубовый, липовый, рябиновый…)
Игра-упражнение «Сосчитай листочки»
-Не просто листья назови, а сосчитать их поспеши.
-Один кленовый лист, два кленовых листа… пять кленовых листьев…( дубовый, липовый, осиновый, березовый…)
Игра-упражнение «Скажи на оборот»
У сосны иглы длинные - у ели ….
У клена листья большие – у берёзы…
у дуба ствол толстый – у березы…
У березы ствол светлый – у клена…
Игра-упражнение «Какие бывают леса?»
-Если в роще растут берёзы (дубы, осины, ивы, клёны…), то как называется эта роща?
- Берёзовая роща (дубовая, осиновая…).
Аналогично проводят игру со словами «аллея», «ветка», «полено»:
-Аллея из лип – липовая…
-Ветка из осины – осиновая…
-Полено из дуба – дубовое…