Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопёке. И в том, и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Словарь для справок

Фонематическое восприятие— способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата— возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис— возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ отречи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Ребёнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка утебя в руках?» и пр. Онмычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребёнка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

 

Признаки благополучия развития речи у ребенка:

 

• Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.

• У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребёнок развивается с задержкой.

• Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

• У ребёнка есть неврологические заболевания.

• Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок).

• Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребёнка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru