В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопёке. И в том, и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Словарь для справок
Фонематическое восприятие— способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата— возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис— возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ отречи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Ребёнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка утебя в руках?» и пр. Онмычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребёнка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Признаки благополучия развития речи у ребенка:
• Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.
• У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребёнок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребёнок развивается с задержкой.
• Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.
• У ребёнка есть неврологические заболевания.
• Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок).
• Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребёнка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.