Нарушение грамматического строя речи наиболее характерно для детей с общим недоразвитием речи, им трудно без посторонней помощи овладеть грамматическими категориями.
Преодолевать речевые нарушения можно разными способами, но опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться, играя с ребенком, рассказывая ему истории, сказки. Для закрепления употребления в речи притяжательных местоимений «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!» предлагаю вам рассказать ребенку сказочную историю, про жадного медвежонка, которая поможет ребенку овладеть грамматическими формами, активизирует мыслительную деятельность, воображение.
Историю рассказывает сначала взрослый, а потом попросить ребенка. При этом используйте куклы бибабо, игрушки, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки.
Применение такого вида совместной деятельности родителей с ребенком дает очень хорошие результаты: ребенок быстро усваивают то, что недавно для него было недоступно.
Сказка «Жадный медвежонок»
Жил в лесу жадный медвежонок.
Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!».
Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик идет, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял гриб. Ёжик заплакал, свернулся клубочком. Медвежонок пнул ёжика лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» - зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Идет и проговаривает «Мой!» гриб. Видит: зайка прыгает, в лапках морковку несет «Моя!»- свирепо проревел медвежонок и выхватил у зайчишки морковку. Зайка, струсив, убежал от злого медвежонка в кусты. А медвежонок идет по лесной тропинке и приговаривает «Мой!» гриб, «Моя!»- морковка.
Идет, идет медвежонок, а навстречу ему мышка бежит, а в лапках у нее маленькое яблочко, увидел медвежонок мышку и проревел «Мое!» – и отнял у мышки яблочко. Мышка заплакала и убежала в норку.
Дальше идет мишка по лесу и приговаривает «Мой!» гриб, «Моя!»- морковка, «Мое!» яблоко, а навстречу ему белочка скачет, полную корзинку орехов несет. «Мои!»– закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину с орехами. Белочка испугалась медвежонка и убежала в свой домик.
Сел медвежонок на полянке взял гриб и сказал «Мой!», поднял морковку и сказал «Моя!», взял яблочко и сказал «Мое!», посмотрел на орехи и сказал «Мои!».
С тех пор Ёжик, Зайка, Белочка и Мышка не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое! Мои!».
Вот такой был мишка «Жадина» когда был маленький.
После прочитанного обсудить с ребенком поступки медвежонка, спросить какие слова любил говорить медвежонок. Что забрал медвежонок у Ёжика, Белочки, Зайки, Мышки.
«А как он говорил? А как ты думаешь, какой мишка сейчас?…. Можно додумать сказку.
Можно дома сделать «Волшебный сундучок», или «Чудесный мешочек». Положить туда, например игрушки, попросить ребенка доставать по одной игрушке и спросить: Как ты думаешь, о чем медвежонок мог сказать «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!»?
Ребенок берет игрушку, называет, взрослый помогает вопросом: «Как ты скажешь - чья эта кукла?» и так далее «Чей? Чье? Чьи?».
Играя в такие игры можно закрепить не только употребление притяжательных местоимений с существительным, а также закрепить названия предметов быта, название фруктов, овощей, посуды, одежды тем самым пополнив словарный запас ребенка.
Желаю успеха!