Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Составление синквейна  похоже  на  игру,  ведь  сочинять  весело, полезно и легко!

  Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность.

  Сейчас все чаще встречаются дети, которые имеют различные нарушения в развитии речи. Многие дошкольники не воспринимают звуки на слух, испытывают затруднения в звукопроизношении. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций.

 

Смотреть консультацию полностью 

   Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, является важнейшей функцией организма.

   Однако речевое дыханье детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи. Такие упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.

   При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  Представленные ниже вашему вниманию игры  способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных  упражнений направленных на укрепление органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимые положения, без труда совершать  многократные переходы от одного движения к другому.А всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:

в первых- некоторые дети благодаря  своевременному началу занятий  артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;

во вторых  - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовленными;

в третьих- артикуляционная гимнастика полезна даже детям с правильным, но вялым, нечетким звукопроизношением, про которых ещё говорят, что у него «каша во рту»;

а в четвертых –  занятия артикуляционной  гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым - научится говорить правильно, четко и красиво.

   Уважаемые родители!  Вашему вниманию  хочу  предложить  игры по уточнению значений  пространственных  предлогов и обучение детей правильному их употреблению.

    Многие предлоги отрабатываются на материале лексических тем, что способствует пополнению и активизации словарного запаса ребенка.

В ходе игры ребенок должен правильно ответить на вопросы, стараясь при этом правильно употреблять предлог и выполнять действие.

Дидактическая игра «Пчела»

(На понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения, с предметными картинками)

Рассмотреть   картинки, назвать их.

Затем взрослый перемещает пчелу,  выполняя движения, и задает ребенку вопросы.

- Скажи, куда села пчела?        (на цветок, на стол, на дерево…)

- Скажи, где сидит пчела?       (на цветке, на столе, на дереве.)

- Откуда слетела пчела?           (с цветка, со стола, с дерева.)

 -Над чем летает пчела?            (над цветком, над столом, над деревом.)

- Откуда вылетела пчелка?       (из улья, из дома, из цветка)

- Куда спряталась пчела?           (в цветок, в дом.)

Пчелу можно заменить,  на бабочку, птичку и т. д.

 

Дидактическая игра «Насекомые»

 (Ориентировка на листе бумаги)

- Рассмотри лист тетради.

- Покажи верхнюю сторону тетради; нижнюю сторону; правую, левую стороны; центр тетради, правый верхний угол, нижний левый угол, правый нижний угол, левый верхний угол.   

- Посади бабочку в правый верхний угол, в нижний   левый угол посади муравья.

- В центр - божью коровку, в верхний левый угол пчелу, в нижний правый угол посади комара.

- Как можно назвать одним словом: бабочка, божья коровка, муравей, пчела (Насекомые).

Закрыть плотным листом бумаги игровое поле и спросить ребенка

- Кто где находится? 

Пример ответа ребенка

- В правом верхнем углу - бабочка и т.д.

 В эту игру можно играть по всем лексическим темам.

 

Дидактическая игра «Мебель в доме»

(Употребление предлога «под», «из-под»)

В кукольном домике расставить мебель, предложить ребенку назвать её. 

Взять небольшую  игрушку «Кошку», «Собачку» и посадить «под» стол, предложить ребенку ответь на вопрос:

- Где сидит кошка? (под столом, под диваном, под комодом, под шкафом…). 

Можно предложить поиграть, выполняя указания взрослого:

-  Посади кошку под диван, под стол и т.д.

    Когда предлог «под» будет закреплен, играем на понимание предлога «из-под».

Предложить ребенку ответить на вопрос: Откуда вылезла кошка? (из-под дивана, из-под кресла, из-под шкафа и т.д.).

 

Дидактическая игра «Мебель в доме»

(Употребление предлога «между»)

Продолжая закреплять лексическую тему «Мебель», играя, учим предлог «между».

    Просим ребенка поставить кошку между шкафом и банкеткой;

-  между столом и креслом;

-  между комодом и трюмо.

   Можно предложить ребенку назвать какая мебель у него в комнате, и поиграть,  попросить выполнить задание: стань между столом и шкафом, и т.д.

Ориентировка в схеме собственного тела, части тела человека

(Дидактическая игра «Покажи где…»)

- Покажи правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо;

- Поставь руки на голову, на плечи и так далее.

Пальчиковая гимнастика

(на ориентировку на своем теле)

Это глазки вот – вот

Это брови вот-вот

Это ушки вот- вот

Это щечки вот - вот

Это ножки топ-топ

Это ручки хлоп- хлоп.

Это нос, это рот. Там спина, тут живот.

Ох, устали – вытрем лоб.

 

Дидактическая игра «Я знаю …»

  Ребенок  называет  фрукты считая:

    «Я знаю пять фруктов:  яблоко - раз, апельсин - два, мандарин - три, ананас - четыре, груша - пять. Предложить ребенку выполнить задание на магнитной доске:

Ребенок достает из «волшебной шкатулки» картинки с изображением названых фруктов и выкладывает их на доску по указанию взрослого:

 - Прикрепи  яблоко в верхний правый угол;

-  в нижний   левый угол прикрепи ананас;

-  в центр - грушу, верхний левый угол мандарин,

- в нижний правый угол апельсин.

- Расскажи, какой фрукт, где находится?

    Эту игру можно   применять ко всем лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, мебель, игрушки т.д.).

    С помощью этих игр ребенок усвоит правильное употребление, и смысловое значение   предлогов,  а также закрепит знания о пространственной ориентировке.

  Выполняя такие упражнения, ребенок получит и знания, и общение с  вами, родители.

Желаю удачи!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru