Консультация № 1 "Рекомендации для повышения эффективности развивающих занятий с детьми"
Консультация № 2 "Простые правила общения с ребенком"
Консультация № 3 "Развитие речи"
Консультация № 4 "Развитие фонематического слуха"
Консультация № 5 "Развитие связаной речи"
Консультация № 6 "Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)"
Консультация № 7 "Развитие словарного запаса"
Консультация № 8 "Развитие грамматических навыков"
Консультация № 9 "Компьютерные игры, их влияние на ребёнка"
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность.
Сейчас все чаще встречаются дети, которые имеют различные нарушения в развитии речи. Многие дошкольники не воспринимают звуки на слух, испытывают затруднения в звукопроизношении. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций.
Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, является важнейшей функцией организма.
Однако речевое дыханье детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи. Такие упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Представленные ниже вашему вниманию игры способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимые положения, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.А всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:
в первых- некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;
во вторых - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовленными;
в третьих- артикуляционная гимнастика полезна даже детям с правильным, но вялым, нечетким звукопроизношением, про которых ещё говорят, что у него «каша во рту»;
а в четвертых – занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым - научится говорить правильно, четко и красиво.
Уважаемые родители! Вашему вниманию хочу предложить игры по уточнению значений пространственных предлогов и обучение детей правильному их употреблению.
Многие предлоги отрабатываются на материале лексических тем, что способствует пополнению и активизации словарного запаса ребенка.
В ходе игры ребенок должен правильно ответить на вопросы, стараясь при этом правильно употреблять предлог и выполнять действие.
Дидактическая игра «Пчела»
(На понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения, с предметными картинками)
Рассмотреть картинки, назвать их.
Затем взрослый перемещает пчелу, выполняя движения, и задает ребенку вопросы.
- Скажи, куда села пчела? (на цветок, на стол, на дерево…)
- Скажи, где сидит пчела? (на цветке, на столе, на дереве.)
- Откуда слетела пчела? (с цветка, со стола, с дерева.)
-Над чем летает пчела? (над цветком, над столом, над деревом.)
- Откуда вылетела пчелка? (из улья, из дома, из цветка)
- Куда спряталась пчела? (в цветок, в дом.)
Пчелу можно заменить, на бабочку, птичку и т. д.
Дидактическая игра «Насекомые»
(Ориентировка на листе бумаги)
- Рассмотри лист тетради.
- Покажи верхнюю сторону тетради; нижнюю сторону; правую, левую стороны; центр тетради, правый верхний угол, нижний левый угол, правый нижний угол, левый верхний угол.
- Посади бабочку в правый верхний угол, в нижний левый угол посади муравья.
- В центр - божью коровку, в верхний левый угол пчелу, в нижний правый угол посади комара.
- Как можно назвать одним словом: бабочка, божья коровка, муравей, пчела (Насекомые).
Закрыть плотным листом бумаги игровое поле и спросить ребенка
- Кто где находится?
Пример ответа ребенка
- В правом верхнем углу - бабочка и т.д.
В эту игру можно играть по всем лексическим темам.
Дидактическая игра «Мебель в доме»
(Употребление предлога «под», «из-под»)
В кукольном домике расставить мебель, предложить ребенку назвать её.
Взять небольшую игрушку «Кошку», «Собачку» и посадить «под» стол, предложить ребенку ответь на вопрос:
- Где сидит кошка? (под столом, под диваном, под комодом, под шкафом…).
Можно предложить поиграть, выполняя указания взрослого:
- Посади кошку под диван, под стол и т.д.
Когда предлог «под» будет закреплен, играем на понимание предлога «из-под».
Предложить ребенку ответить на вопрос: Откуда вылезла кошка? (из-под дивана, из-под кресла, из-под шкафа и т.д.).
Дидактическая игра «Мебель в доме»
(Употребление предлога «между»)
Продолжая закреплять лексическую тему «Мебель», играя, учим предлог «между».
Просим ребенка поставить кошку между шкафом и банкеткой;
- между столом и креслом;
- между комодом и трюмо.
Можно предложить ребенку назвать какая мебель у него в комнате, и поиграть, попросить выполнить задание: стань между столом и шкафом, и т.д.
Ориентировка в схеме собственного тела, части тела человека
(Дидактическая игра «Покажи где…»)
- Покажи правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо;
- Поставь руки на голову, на плечи и так далее.
Пальчиковая гимнастика
(на ориентировку на своем теле)
Это глазки вот – вот
Это брови вот-вот
Это ушки вот- вот
Это щечки вот - вот
Это ножки топ-топ
Это ручки хлоп- хлоп.
Это нос, это рот. Там спина, тут живот.
Ох, устали – вытрем лоб.
Дидактическая игра «Я знаю …»
Ребенок называет фрукты считая:
«Я знаю пять фруктов: яблоко - раз, апельсин - два, мандарин - три, ананас - четыре, груша - пять. Предложить ребенку выполнить задание на магнитной доске:
Ребенок достает из «волшебной шкатулки» картинки с изображением названых фруктов и выкладывает их на доску по указанию взрослого:
- Прикрепи яблоко в верхний правый угол;
- в нижний левый угол прикрепи ананас;
- в центр - грушу, верхний левый угол мандарин,
- в нижний правый угол апельсин.
- Расскажи, какой фрукт, где находится?
Эту игру можно применять ко всем лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, мебель, игрушки т.д.).
С помощью этих игр ребенок усвоит правильное употребление, и смысловое значение предлогов, а также закрепит знания о пространственной ориентировке.
Выполняя такие упражнения, ребенок получит и знания, и общение с вами, родители.
Желаю удачи!