В тифлопедагогике пространственная ориентировка является одним из основных направлений коррекционной работы со слепыми детьми и имеющих различные нарушения зрения. Благодаря данному направлению формируется не только «важнейшие жизненные компетенции, но и важные условия успешного освоения академических знаний детьми с нарушением зрения».
Исследователи данного вопроса справедливо рассуждают: «у слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях, по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности».
В научных исследованиях, а также в практике работы со слепыми детьми были выявлены основные условия формирования навыка пространственной ориентировки на местности у дошкольников:
- «готовность сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира»;
- «сформированность представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство (квартиру, детский сад)»;
- «умение ориентироваться на собственном теле и в микропространстве»;
- «состояние общей моторики и сформированность правильной позы, походки».
Добавим к этому «сформированность представлений об окружающем пространстве и преодоление страха пространства, формирование интереса к познавательной деятельности».
С помощью этих условий в педагогическом процессе можно установить общий уровень развития слепого ребенка и его сенсоров. Выявление этих параметров особенно важно при работе по формированию пространственной ориентировке на местности, а именно, в обучении ориентировке, при выявлении причин отставания некоторых детей, для планирования работы по формированию пространственной ориентировки на местности.
Обучение пространственной ориентировке на местности - очень важный процесс для самих детей. Но кроме этого, важно научить детей «описывать» ту местность, на которой они находятся, ее предметы и то, что вне происходит, поскольку любые мелочи могут стать «помощниками» при ориентировании ребенка с тотальной слепотой. Ученые отмечают, что «незрячие дети недостаточно владеют умением выражать в речи самые простые пространственные отношений и затрудняются в понимании высказываний, в которых формулируются пространственные отношения. Например, дети путают правую и левую руки (стороны), допускают много ошибок в выполнении инструкций, содержащих слова «под-над», «между», «за», «рядом», «друг за другом» и т. п.». Все эти проблемы требуют решения непосредственно в процессе обучения слепых детей ориентировки на местности. В связи с чем педагогу важно использовать в работе различные инструкции и указания, описывающие маршруты детей. Они в свою очередь, обучаясь словесному описанию действительности (местности), пониманию пространственных отношений, учатся ориентироваться в пространстве не только на основе описаний педагога, но и на своем личном опыте.
При формировании навыков ориентировки на местности у слепых детей важно использовать различные способы овладения пространством:
1) система отчета;
2) различные виды ориентиров;
3) сенсоры (органов чувств), двигательная сфера.
При обучении слепых детей ориентировки на местности важно научить их выбирать точку отчета. В научных статьях об этом написано следующее: «Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Точка отсчета помогает определять свое положение на земле по отношению к сторонам горизонта. Это в свою очередь, помогает ориентироваться в окружающем пространстве и связано с умениями ориентироваться по шести направлениям: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Тем самым определяется трехмерность пространства (т.е. его объемность) на основе выбранной системы отсчета».
Сначала дошкольнику важно локализовать себя и необходимые предметы в определенной точке, тогда он определит свое местоположение. Далее слепые дети на основе имеющихся у них знаний учатся понимать величины, формы окружающей действительности, а также её заполненность. Для того, чтобы ребенок смог ориентироваться на местности, необходимо сформировать у него «навык восприятия пространства»; затем сопоставить воспринятое с имеющимися представлениями; затем установить взаиморасположенность себя и объектов пространства для дальнейшего ориентирования на местности.В коррекционно-педагогической работе по развитию пространственной ориентировки у слепых дошкольников необходимо отдавать предпочтения занятиям, играм, где дети могут непосредственно созерцать объект, тактильно контактировать с ним, уточняя конкретную информацию за счет включения в этот процесс потенциальных возможностей сохранных анализаторов, конкретных способов познавательной деятельности. Обучение ориентировке в пространстве слепых дошкольников должно включаться в общий воспитательно-образовательный и коррекционный процесс, стать важнейшей его частью на занятиях и в повседневной жизни детей. Предлагаем Вашему вниманию несколько игр на формирование пространственных отношений, в которые можно поиграть с ребенком нарушением зрения в семейном кругу.
«Жмурки с колокольчиком»
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.
Содержание: среди играющих выбирается водящий. Водящему надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
«Художник»
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка — фон, предметные картинки.
Ход игры. Рассказываем ребенку: «Представь, что ты — художник, а я — твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте». Ребенок выполняет задание взрослого, после чего меняется с ним ролями.
«Волшебный сундучок»
Цель: закреплять навыки ориентировки в микро-пространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки
Ход игры. Ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.