Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

   Умение видеть и понимать окружающий мир ребёнку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе взросления и развития.

   Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает  формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребёнка из–за зрительных нарушений могут складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже дошкольник с нормальным зрением ещё не умеет целенаправленно изучать предмет, прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов.

   У слабовидящего малыша не только отсутствуют эти умения, но он и не имеет возможности, из-за низкого зрения, качественно видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удалённых, например: дома, деревья, птицы и т.д.

   Ребёнок, с нарушением зрения, часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из–за этого не могут понять содержание изображения. Трудность узнавания объектов здесь связана ещё с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.

   Поэтому, родители и педагоги, слабовидящего дошкольника должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главные, существенные, сопоставлять предметы между собой по общим и отличным особенностям.

Не всегда знакомство ребёнка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где это, возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предмета и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса и т.д.

Вначале можно предложить ребёнку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра «в чудесный мешочек», в который можно положить различные предметы. Ребёнок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и т.д.

При этом ребёнку нужно показать, как следует узнавать предмет на ощупь: взять предмет в руки, исследовать его пальцами, потрогать отдельные детали и т.д.

Включением в процесс восприятия всех органов чувств вы будете способствовать их активному развитию и формированию умений детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию.

   Участие, сохранных органов чувств, в процессе восприятия при слабовидении обогащает представления детей о предметном мире. Малыш в результате этого сможет полнее осознать вкусовые, обонятельные, осязательные признаки объекта. Все эти признаки он может познать без участия зрения.

   А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребёнок смог умело использовать все сохранные органы чувств.  

   Всё это можно хорошо реализовать в игре, так как мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятиям.

   Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как: «Чего не стало», «Кто скорее найдёт ошибки в рисунках», «Угадай, что изменилось» и т.д.

   Например, в игре«Угадай, что изменилось» расставьте на столе несколько игрушек в ряд (игрушек следует брать не более трёх – четырех). Предложите ребёнку, запомнить в каком порядке стоят игрушки. Затем он должен закрыть глаза, а вы перемените игрушки местами, и после этого ребёнок должен рассказать, что изменилось.

   В игре«Чего не стало» дети должны угадать, какой предмет из ранее стоявших на столе - убран. Чтобы у ребёнка поддержать интерес к игре, можно предложить варианты, когда отгадываете вы, а он прячет игрушку. В игру можно включить других детей или взрослых членов семьи.

При этом важно, чтобы ребёнок не только назвал игрушку, но и мог рассказать подробнее, какая она, где стояла.

   Это важно для формирования пространственного восприятия и понимания детьми пространственных признаков, таких как: «впереди», «сзади», «рядом», «в середине», «слева», «справа», «около», «между».

   При этом большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги. Дети должны знать, где левая, правая, верхняя, нижняя стороны и название углов.

   Для этого можно предложить диктанты: «Нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем – круг, в левом нижнем – треугольник, в правом нижнем – квадрат».

   Вначале можно вместо рисования предлагать соответственно расположить игрушки, геометрические фигуры. Такие упражнения учат детей правильно называть местоположение объектов, соотносить конкретный признак с его словесным обозначением.

   Можно предложить детям игру«Кто скорее соберёт игрушки и предметы, которые у него нарисованы на картинке».

Для этого вырежьте и наклейте на лист бумаги изображения трёх – четырех игрушек. На полу рассыпьте такие же игрушки. Ребёнок отбирает те игрушки, которые изображены на картинке. После того как он выполнит это, дайте ему возможность рассказать, какие игрушки он собрал, как с ними играют и т.д.

   Надо учить детей рассматривать картинки. Начинать следует с предметных картинок, где изображены, например, отдельные предметы посуды, одежды, игрушки, животные и т.д.

   Маленького слабовидящего ребёнка вы должны научить правильно называть предмет, изображенный на картинке. Затем просите назвать основные признаки: форма, цвет и т.д.

   Например, на картинке нарисован мяч. Предлагаете назвать, что это. После того как ребёнок назовёт, берёте его руку и, обводя его пальцем контур мяча, говорите: «Мячик круглый». Ребёнок говорит вместе с вами, затем повторяет один. Далее определяете, какого он цвета (синий и красный). Когда показываете окрашенные части, одновременно следует назвать цвет словом. Таким образом, ребёнок учится соотносить чувственный признак предмета со словесным его обозначением.

   Затем можно переходить к сюжетным картинкам, сначала очень простым. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее картинки можно предлагать ему. Если с малышами 3 – 4 лет вы рассматривали картинки, отображающие простые сюжеты из их жизни, то с детьми 5 – 6 лет можно рассматривать иллюстрации о жизни не только детей, но и взрослых.

   Для формирования у детей представлений о композиционном построении рисунка очень полезно использовать разрезанные картинки. Малыши составляют предметные изображения из двух половинок, старшим дошкольникам надо давать сюжетные иллюстрации, картинки из сказок, разрезанные на 6-8 частей.

Хорошо использовать для составления цветной картинки, вырезанные по контуру цветные изображения, которые накладываются на силуэтные изображения. Это учит детей видеть форму предмета.

   Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить их видеть это явление в окружающей обстановке.

Во время прогулок, играя с ребёнком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью, когда вы прячетесь за высокий забор, угол дома. Но если спрятаться за большое дерево, вас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребёнком в игре «В прятки». При этом варьируйте задания: «Спрячься, чтобы тебя не было видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы была видна твоя рука (спина, голова)» и т.д.

   Время прогулок со слабовидящими детьми необходимо максимально использовать для обогащения их представлений. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными, транспортом и т.д. Учите детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира.

   Важно, чтобы дети при этом могли выделить звуки, исходящие от разных объектов: пение птиц, гудение машин и т.д.

   На улице в тихом, спокойном месте можно поиграть в игры: «Угадай, где позвонили», «Кто, как кричит», «Угадай, кто позвал».

   В игре «Угадай, кто позвал» могут принять участие все родственники: дедушка, бабушка, папа, мама, братья и сестры. Ребёнок на слух определяет, кто его позвал.

   Вы должны всегда помнить, что многое из того, что окружает слабовидящего ребёнка, может остаться для него неизвестным и непознанным, если взрослые не помогут ему в этом.

    Нужно развивать у слабовидящего ребёнка интерес и потребность к познанию окружающего мира. Чем богаче и разностороннее будет слабовидящий ребёнок знать, видеть и понимать окружающий мир, тем успешнее будет он учиться в школе.

 

Желаем успехов!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru