Иногда у слепых, слабовидящих детей и у детей, имеющих дополнительные проблемы развития, вырабатываются навязчивые движения: ребенок может покачиваться, тереть глаза и др. Можно, конечно, было бы приписать эти движения последствиям инвалидности. Но на самом деле, у многих нормальных людей бывают вредные привычки. Разница лишь в том, что зрячие могут увидеть, как это смотрится со стороны, и решить, стоит ли продолжать выполнять эти действия. Слепые дети частно продолжают повторять эти действия только потому, что не знают, как они при этом смотрятся.
Существуют различные психологические теории, объясняющие, почему у слепых детей навязчивые движения развиваются так сильно. Некоторые исследователи говорят, что это связано с тем, что незрячие дети достаточно активны, другие считают, что причина в недостаточной кинетической и вестибулярной стимуляции. Третьи считают, что незрячие дети трут глаза для того, чтобы вызвать эффект «вспышек света». Движения часто активизируются в состоянии стресса, например, когда ребенку приходится делать что-то совершенно для него незнакомое, или когда он испуган.
Конечно, неплохо иметь ввиду все эти теории, но на самом деле важно то, что ребенок делает навязчивые движения, а не причина его действий. Необходимо объяснить ребенку, как его действия смотрятся со стороны, что они могут принести вред его здоровью. А еще лучше, при повторении навязчивого движения, отвлекать ребенка, приглашая заняться чем-нибудь интересным, например, поиграть. Помните, недостаточно один раз сказать: «Не делай этого!». Для того, чтобы избавиться от вредной привычки потребуется время и терпение.