Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребёнка с нарушенным зрением, - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т. д., зависит и его положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребёнка окружающими людьми, и его отношение к самому себе.

Если ребёнок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребёнка с нарушением зрения всему этому нужно учить, - он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача ещё и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребёнка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребёнку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приёмами, стремления к самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами.

Терпение – вот что самое главное в вашем стремлении привить ребёнку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребёнка самообслуживанию и личной гигиене – дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, - так медленно усваивает ребёнок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.

Не стремитесь научить ребёнка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочерёдного и прочного усвоения каждой операции.

Обучая ребёнка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ребёнку всё подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребёнок также оречевлял свои действия.

Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приёмы:

- руки ребёнка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их – пассивные действия;

- вы берёте руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним – совместные действия.

При обучении ребёнка приёмам совместных и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на корточки или встать на колени) – так ребёнок лучше поймёт показываемые действия.

Помощь ребёнку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!».

Помните, насколько ваш ребёнок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребёнок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.

Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребёнка пропадёт к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.

Не забывайте высказывать своё отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребёнку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.

Одевание.

Некоторые родители считают, что если их ребёнок незрячий, его нужно надевать в самое лучшее, ведь его и так обделила судьба, и они не хотят, чтобы он был обделён ещё чем-то и считают, что в детском саду достаточно обслуживающего персонала, чтобы следить за ребёнком… Наряжая ребёнка в самые лучшие одежды, красивые, модные – такая одежда мало пригодная для обучения самообслуживанию. Ребёнок, чтобы справиться с кружевами и складочками, постоянно нуждается в помощи взрослых, отстаёт от других детей, нервничает.

К сожалению, это весьма распространённая позиция родителей. С одной стороны, свои представления о престиже, моде, красоте они стараются перенести в жизненную сферу ребёнка, а с другой, и это особенно важно, пытаются скомпенсировать «ущербность» ребёнка, его «несчастье», буквально засыпая малыша дорогой одеждой, редкими игрушками, сладостями и пр. Ничего, кроме негативных последствий, от подобной позиции ожидать не приходится. Но главное в нашей теме разговора в том, что, наряжая ребёнка, его мама абсолютно не учитывает, что ребёнок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить).

Поэтому, покупая одежду и обувь для ребёнка, подумайте:

- будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь – для слепого ребёнка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно);

-  сможет ли ребёнок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (большие сложности представляют застёжки на спине, крючки, разъёмные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.);

- достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится – ведь вполне вероятно, что ребёнок в ней может упасть в лужу);

- обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребёнку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды;

- сможет ли ваш ребёнок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.;

- соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребёнка. У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим ребёнком из-зи того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

С 1 года ребёнка можно начать учить самостоятельности. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь, способен выполнять определённые действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. 

Например, вы можете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т.д. Старайтесь, чтобы ребёнок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем…».

Если вы стараетесь, чтобы ваш ребёнок одевался самостоятельно, но у него ничего не получается и вы считаете, что легче всё сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность. Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей – помочь ребёнку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте приём совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный приём нужно, когда ребёнок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребёнка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребёнка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать распределять вещи, развешивать на спинке стула.

Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребёнка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребёнку в тех случаях, когда он недостаточно твёрдо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребёнка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребёнка.

 

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru