Кризис 6-7 лет закрывает дошкольный период и открывает новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.
Начинается кризис с изменения поведения ребенка – он становится непослушным, упрямым, капризничает, кривляется, нарушает правила. Как и кризис 3 лет и подростковый кризис, кризис 6-7лет выражается в отрицании ребенком всего и вся. В этот период ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять более взрослое положение в жизни. Ребенок уже пробовал «повзрослеть» играя во взрослых и подражая их поведению, но пришел к выводу, что для взрослости нужно что-то другое, чего-то не хватает. По старому ребенок жить уже не хочет, то, что было, его не устраивает, возникает кризисная ситуация «хочу, но не могу».
С точки зрения психологов этот кризис является необходимым этапом в развитии ребенка – он осваивает новые формы поведения, пробует себя в новых ситуациях. Споря и пререкаясь с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.
Что же происходит с ребенком в этот период?
*Кардинально меняется самооценка ребенка. Если в 6 лет для ребенка свойственно положительное к себе отношение, то к 7 годам самооценка становится более адекватной. Ребенок начинает делать выводы о том, «какой я?», «как ко мне относятся другие?». Все это влияет на отношение ребенка к самому себе и делу, которым он занимается, заставляет его быть недовольным тем, что есть и искать что-то новое.
*Ребенок начинает осмысливать свои чувства, переживания, обобщать. Исчезает детская непосредственность. Если в младшем возрасте ребенок действовал спонтанно, сразу увлекался, что-либо делал не задумываясь о последствиях (увидел лужу – наступил и не задумался, что обувь намочил, брызги летят, просто это весело), то теперь он заранее оценивает результаты своих поступков (а что будет, если я сделаю так?).
*Возникает произвольность поведения и деятельности. Ребенок способен соблюдать правила, сознательно контролировать свое поведение.
*Растет познавательная активность. Ребенку уже скучно делать то, что он делал раньше, появляются новые увлечения, игры, интересы. Резко возникает потребность в новых знаниях, умениях.
*Изменяются отношения с взрослыми. Ребенок хочет самостоятельности, поэтому может не выполнять привычные требования родителей, но с удовольствием займется делом по своей собственной инициативе.
*Если память дошкольника носила кратковременный характер, то с младшего школьного возраста память улучшается, события начинают оседать в сознании ребенка, он уже может припоминать, вспоминать.
*Начинается переосмысление чувств. Ребенок не просто радуется, а понимает, что радуется по какой-то определенной причине.
*Взгляд на мир становится более реальным. Ребенок уже не верит в Бабу Ягу и Мойдодыра. Мир фантазии еще богат, он с удовольствием послушает про них сказки, но правду от вымысла уже четко отличает.
Как вести себя родителям в этот период?
Прежде всего, родителям необходимо запастись знаниями о кризисе 6-7 лет, чтобы быть готовым не только действовать, но и анализировать свои действия. Поскольку, как правило, родители усугубляют положение, споря с ребенком, доказывая ему что-либо, пытаются сохранить старые формы воспитания и общения с ребенком, но они уже неэффективны. Вам нужно найти новые продуктивные способы общения с ребенком, чтобы кризис разрешился.
Для этого:
*Пересмотрите свои требования к ребенку, понемногу расширяйте его зону самостоятельности, разрешайте ему выбирать что-либо и поступать по собственному желанию. Постепенно начинайте снимать с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Разрешайте ребенку доделать дело, за которое он взялся, даже если видите, что он делает неправильно. Только сталкиваясь с отрицательными последствиями своих действий, ребенок будет взрослеть, и становиться сознательным.
*Избегайте полного попустительства и безусловных запретов. Правила должны быть, но при этом их не должно быть сильно много и они должны быть гибкими.
*Предоставляйте ребенку возможность высказать свое мнение. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на своих правилах, объясняя, почему нужно поступить именно так.
*В этот период ребенок нуждается в новых видах деятельность. Предлагайте ему новые обязанности, новые формы занятий. Отвечайте на многочисленные вопросы, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, ходите в походы, театр, музеи.
*Следите за своим поведением. Поддерживайте ребенка, не отказывайте ему в помощи, но пресекайте недопустимое поведение. Это поможет ребенку быстрее найти свое место.