Очень ответственный период в жизни родителей 6-летний возраст детей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.
При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.
Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т. д.).
Формирование словарного запаса у детей
Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной.
Эхолалия – подражание или повторение слов собеседника – это стадия, через которую проходят все дети. Это способ развития разговорных и коммуникативных навыков. Иногда в случае незрячих детей эта стадия затягивается. Это связано с тем, что для таких детей соотнесение слов с предметами и явлениями окружающего мира затруднено, им значительно легче не задумываясь повторять слова собеседника.
Если Вы когда-нибудь учили иностранный язык, Вам проще будет понять, почему ребенок так поступает: Вы повторяли непонятные, незнакомые Вам слова и фразы по многу раз для того, чтобы выработать правильное произношение. И только после того, как Вы узнали значения достаточно большого количества иностранных слов, Вы смогли начать осознанно складывать их во фразы. Примерно то же самое происходит и с ребенком, только в отношении незрячих детей процесс затягивается, им требуется дополнительные время на то, чтобы связать значения слов с объектами реальности.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это возможность человека выполнять множество мелких и точных движений кистями и пальцами рук при скоординированных действиях нервной и мышечной системы. Развитие мелкой моторики является необходимым условием для освоения ребёнком большинства видов бытовой и творческой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Дети очень любопытны и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду играет с мозаикой, в пятницу лепит крупу на пластилин. Всё просто и легко, главное, чтобы ребёнку было интересно.
Педагоги и родители очень часто сталкиваютсяс проблемой недееспособности ребенка запомнить графический образ буквы и соотнести его с соответствующим звуком. Часто это не позволяет ребенку учиться читать, несмотря на уже появившуюся способность к звуковому анализу и синтезу.
Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил зрительный образ буквы, можно использовать разные приемы, игры и упражнения:
• Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко (не «бэ», а «б», демонстрируем черно-белый печатный вариант.
• Читаем и запоминаем стихи о буквах (В старом дереве дупло - ну, совсем, как буква «О»; «Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась).
• Рисование на тему «На что похожа буква» (почитайте об этом азбуки, например В. Степанова, С. Маршака, Г. Виеру).
Умение видеть и понимать окружающий мир ребёнку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе взросления и развития.
Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребёнка из–за зрительных нарушений могут складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже дошкольник с нормальным зрением ещё не умеет целенаправленно изучать предмет, прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов.
У слабовидящего малыша не только отсутствуют эти умения, но он и не имеет возможности, из-за низкого зрения, качественно видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удалённых, например: дома, деревья, птицы и т.д.
Ребёнок, с нарушением зрения, часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из–за этого не могут понять содержание изображения. Трудность узнавания объектов здесь связана ещё с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.