Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребёнка с нарушенным зрением, - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т. д., зависит и его положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребёнка окружающими людьми, и его отношение к самому себе.

Если ребёнок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребёнка с нарушением зрения всему этому нужно учить, - он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача ещё и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребёнка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребёнку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я, потом слегка подую в соломинку –

И вот, сияя гладкой пленкой, растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.

Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.

Внутри его как будто сверкают зеркала…

Самуил Маршак

Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла.

На картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки.

 

           Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти и произвольного внимания.

 

«Волшебное свойство воды»

Оборудование: резиноваяперчатка, надувной шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Цветная водичка»

Оборудование: стаканчики с водой, цветная гуашь, кисточки.

Предложить детям обмакнуть кисть в гуашь, а потом прополоскать ее в стаканчике с водой.

Выяснить, что произошло с водой?

В ходе эксперимента дети получают знания о том, что вода имеет свойство окрашиваться.

«Кораблики»

Оборудование: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«Налил – вылил»

Оборудование: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Сквозь сито»

Оборудование: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Шарики в воде»

Оборудование: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

«Поплывёт или утонет»

Оборудование: тазик с водой, пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическая или деревянная ложка.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов: тяжелые - тонут, легкие - плавают, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Тонет – не тонет»

Оборудование:тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

1.     Тонет сразу

2.     Тонет после намокания

3.     Не тонет.

«Выжми мочалку»

Оборудование:две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«В час по чайной ложке»

Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: пустой, полный.

«Капли»

Оборудование: контейнер для кубиков льда, чашка с немного подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.

Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

«Цветные льдинки»

Оборудование: контейнеры для льда, стаканчики с подкрашенной водой, тарелочки для льдинок.

Вместе с ребенком заполнить ячейки контейнеров цветной водичкой, поставить контейнеры в морозильную камеру.

После заморозки разложить содержимое контейнеров в тарелочки.

В ходе эксперимента ребенок узнает, что вода при замораживании превращается в лед.

«Поливаем цветы»

Оборудование: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Моет трубочиста»

Оборудование: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторики, речи.

«Разлить поровну»

Оборудование:три прозрачных стакана, кувшин или чайник с водой, салфетка.

Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Оборудование:тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.

Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Игры и эксперименты с водой»

           Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти и произвольного внимания.

 

«Волшебное свойство воды»

Оборудование: резиноваяперчатка, надувной шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

        Всё раннее детство малыша протекает в игре. Ребёнок развивается и узнаёт новое, играя. Чтобы дошкольник легко и успешно приобретал новые познания, умения и навыки, нужно обеспечить, чтобы ребенок правильно развивался и не был утомлён занятиями. Для этого существуют физкультминутки, которые дети очень любят, особенно если они в стихах.

        Специалисты в области детской физиологии утверждают, что все виды детской образовательной деятельности вызывают напряжение нервной системы. Немалая нагрузка приходится на глаза и слух ребёнка, его руки (особенно кисти), мышцы всего тела – когда оно практически неподвижно, в статическом положении. В результате подобной усталости у детей пропадает интерес ко всем занятиям, особенно обучающего характера, рассеивается внимание, ухудшается память, существенно снижается работоспособность. Дети начинают всячески шалить, двигаться, крутиться, ёрзать за столом, отвлекать друг друга, после чего становятся вялыми и равнодушными к своим занятиям. И вот мы уже видим, как они потягиваются и зевают. Всё это – очевидные сигналы для взрослого, что дети устали, им необходимо переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться. Физкультминутки — отличные помощники в этом деле.

 

         Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, восстанавливается положительное эмоциональное состояние. А ещё так ребенок отдыхает. Физкультминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей. А ещё в процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому. Физкультминутки – это обязательный компонент учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении. Такой весёлой игровой зарядкой можно заниматься при домашних занятиях с детьми, а не только лишь в детском саду. Так ребенок научится чувствовать ритм, выучит цифры, запомнить много стихов и присказок.
          Предлагая дошкольнику сделать физкультминутку, ориентируйтесь на индивидуальные особенности его нервной системы. Легко возбудимому ребенку подойдут спокойные упражнения в умеренном темпе, а немного заторможенным деткам лучше предложить более активные, бодрые упражнения.

Физкультминутки в детском образовательном учреждении обычно проводят в середине занятия. Физкультминутка поэтому так называется, что её продолжительность – 1-2 минуты. Больше всего дети любят упражнения со стихами, особенно тематическими. Дети легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.
 

Виды физкультминуток

Виды физкультминуток разнообразны: упражнения, которые снимают общее и локальное утомление, гимнастика для кистей рук упражнения для глаз, упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки, дыхательная гимнастика, упражнения, в основе которых лежат танцевальные движения и музыка. Физкультминутки можно проводить в разных вариациях: в виде ходьбы или бега на месте, других простых общеразвивающих упражнений в виде подвижных игр в виде танцевальных движений под музыку, пения взрослого и детей, в виде дидактических игр, в которых дети должны двигаться под стихотворения, считалки или загадки, в виде имитаций профессиональных движений (водителя, дровосека, лодочника, лётчика и пр.), имитаций движений животных и птиц в виде упражнений для отдельных частей тела, мимики. Ещё с помощью физкультминуток можно выучить счёт, познакомиться с явлениями природы и узнать многое другое.

Снимаем утомление

Физкультминутки чаще всего используют, чтобы снять утомление дошкольников. Для этого нужно использовать динамические упражнения для расслабления разных групп мышц (шеи, плеч, спины, рук и ног).  

Упражнения для глаз

Во время занятий глаза детей испытывают немалую нагрузку. Для профилактики утомления глаз, их заболеваний, нарушения зрения рекомендуется делать специальную гимнастику. Старшим дошкольникам подойдёт несложный комплекс упражнений для глаз, при котором им рекомендуется смотреть вверх, вниз, вправо, влево, рисовать движениями глаз фигуры (например, круги) или буквы, физкультминутки для глаз в стихах.

Доктор медицинских наук, педагог-новатор Владимир Базарный разработал комплекс из специальных упражнений для малышей «Физкультминутка для глаз».

Развиваем кисти рук

Работая с детьми дошкольного возраста, важно достаточное время уделять физкультминуткам на основе упражнений для развития тонкой координации движений кистей рук. Такие упражнения готовят руку к письму. И тут на помощь тоже приходит физкультминутка, но не простая, а пальчиковая. Лучше всего, когда она сопровождается весёлым стихотворением. 

Формируем правильную осанку
Немаловажным является и формирование осанки дошкольника. Проводя занятия за столом, не забывайте делать физкультминутки с целью профилактики нарушения осанки, поскольку подобные нарушения влекут за собой общие проблемы со здоровьем. Среди главных причин нарушения осанки у дошкольников называют: гиподинамию (недостаточное количество движений).

Интернет ресурсы:

 

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/10/28/kartoteka-fizminutok-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-dlja-podgotovitelnoi-grupy-detskogo-sada-6-7-let.html
  3. https://infourok.ru/kartoteka-gimnastiki-dlya-glaz-podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa-2318011.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/22/fizminutki-s-kartinkami

 

Уважаемые  родители, сделайте физкультминутку в стихах обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников! Старайтесь, чтобы чередовались упражнения различного предназначения. Ведь проведение физкультминуток — это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а еще – источник знаний и хорошего настроения.

 

 

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru