Без категории 275
Коррекционная работа 1
Содержание коррекционной работы
Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа. В ДОУ функционирует 7 коррекционных групп: 5 групп комбинированной направленности для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие), 1 группа комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушением зрения (слепые дети); 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития. В группах находятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Коррекционная работа направленна на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, оказание логопедических услуг детям с речевыми нарушениями, раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений слабовидящих детей, восстановлениеих зрительных функций, преодоление недостатков зрительной патологии и психофизического развития.
Субъектами коррекционно-образовательного процесса являются тифлопедагог, педагог-психолог, дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские сестры, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Виды коррекционной работы в детском саду:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- коррекция нарушений речи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционную работа осуществляется по двум направлениям: коррекционно-педагогическая деятельность,лечебно-восстановительная деятельность.
В течение дня осуществляются лечебные процедуры и коррекционные занятия. Реализуется принцип взаимопроникновения различных видов деятельности на основе взаимодействия специалистов и воспитателей. Дети посещают творческие объединения дополнительного образования.
В ДОУ течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Два раза в год проводится диагностика. Одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами. По результатам диагностики пециалисты службы сопровождения составляют индивидуальные коррекционные маршруты, отслеживают динамику.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной. Основные положения коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми с нарушением зрения заключается в следующем:
- активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус;
- обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера;
- организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.
Коррекционные занятия проводятся тифлопедагогом индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.
Конечная цель развития детей по программе: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Логопедическая коррекционная работа осуществляется по программе «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановойв интеграции с комплексной программой. Цель программы: развитие правильной речи у дошкольников. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия проводятся с детьми из разных возрастных групп индивидуально или по подгруппам.
В коррекционном процессе участвуют все педагоги. Воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя – логопеда. Воспитатели групп контролируют речь детей во время и режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь детей.
Нарушений речевого развития взаимосвязано с нарушениями психофизического и психического развития, поэтому участники коррекционного воздействия занимаются не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи. Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен. Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений, умения по мышечной релаксации.
Коррекционно-речевой и дошкольный образовательный процессы осуществляются в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и специалистами.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода. Педагог-психолог учреждения работает с разной категорией детей: слепые, слабовидящие, дети с умственной отсталостью, дети с нормой развития. Работа строится по основным направлениям: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное. Цель – оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Вся коррекционная работа в учреждении осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на индивидуальных и групповых занятиях. Предварительно осуществляется диагностика детей. Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
По результатам диагностики выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи. На основе диагностики составляются индивидуальные планы коррекционной поддержки. Для детей с подобными нарушениями создаются подгруппы. Занятия проводятся вне непосредственно образовательной деятельности. Практикуются разные формы работы: наблюдение, психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия.
Педагог-психолог работает в тесном контакте с воспитателями, родителями, администрацией. При работе с ребенком осуществляется анализ социальной ситуации в семье и соответственно выстраивается работа с родителями.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития работа ведется по «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. Программа разработана в целях осуществления коррекционно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста (с 3 - 4 до 7 - 8 лет). Цель программы: обеспечение процесса социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, коррекцияихпсихофизических дефектов, подготовка дошкольников к школьному обучению и к адекватному включению в окружающую социальную среду.
Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, то есть ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, тема остается такая же, а содержание материала раскрывает сначала предметную, функциональную, смысловую стороны, затем сферу отношений, причинно – следственных, временных и других связей между внешними признаками и функциональными свойствами..
Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей работы в программе представлено по направлениям: физическое и моторно-двигательное развитие, игровая деятельность, труд, формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие речи, конструирование, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание.
Основные позиции в организации коррекционно - воспитательного процесса в условиях группы принадлежат учителю - дефектологу, воспитателям, педагогу – психологу. Образовательная деятельность с детьми проводятся по подгруппам в соответствии с особенностями их нарушений. Время занятий составляет – 15-20 минут. Усвоение программного материала способствует максимальной нормализации и восстановлению утраченной целостности развития и обеспечивает процесс социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.