Воспитатель
МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»
Дунаева Надежда Степановна
Интегрированное обучение - особый путь помощи и поддержки ребёнку в решении задач развития, воспитания, обучения и социализации
Наш детский сад № 9 «Кристаллик» – особенный. Вместе с обычно развивающимися ребятами его посещают дети, имеющие особые образовательные потребности - это ребятишки, имеющие зрительную патологию и дети с нарушением интеллекта.
Для каждой категории воспитанников создана особая образовательная среда: это безбарьерное пространство групповых комнат и территории детского сада, специализированное оборудование, необходимое специалистам для занятий с детьми, но самое главное, на наш взгляд, это созданные педагогами условия для социальной адаптации разных категорий воспитанников.
В 2013 году, по инициативе педагогов в детском саду стартовал проект «Шаг навстречу». В рамках его реализации дети с ограниченными возможностями здоровья стали активными участниками совместного учебно- воспитательного процесса с обычными ребятами.
В основе выбора форм и методов взаимодействия лежит учёт индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.
Одних ребят, учитывая особенности их психофизического развития, включают только в совместную игровую деятельность с их здоровыми сверстниками, для других, с хорошим уровнем социальной адаптации педагоги проводят интегрированные занятия.
Каждое совместно проводимое мероприятие позволяет детям осваивать целый ряд интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков, которые дают позитивный опыт доброты, эмпатии и толерантности. Это и тематические экскурсии: «Улицы нашего города», «Мы-пешеходы»; развлечения «В гости сказка к нам пришла», «Будем дружить». Интересные занятия-путешествия «Планета - Математика», дружеские встречи «Детский сад для всех», «Мы разные, но мы вместе». С удовольствием дети участвуют в акциях «Я дарю тебе улыбку», «Неделя добра».
В процессе совместной деятельности повысилась самостоятельная познавательная активность воспитанников, уменьшились трудности в общении. Ребята демонстрируют умение договариваться друг с другом, уступать, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь. Снизился уровень тревожности детей.
Интегрированная форма организации деятельности, на наш взгляд, является актуальным направлением помощи детям с ОВЗ. Практический опыт педагогов детского сада показывает её эффективность в плане повышения уровня социально-коммуникативной компетентности детей, их социальной активности и уровня адаптированности в группе сверстников.